ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ИМЕНИ ВИКТОРА ИВАНОВИЧА МУРАВЛЕНКО

2024
25 марта – 110 лет со дня рождения Григория Ивановича Норкина.
(1914-1980 гг.), первооткрывателя нефти Среднего Приобья в том числе крупнейшего в России Самотлорского нефтяного месторождения, легендарного бурового мастера Мегионской нефтеразведочной экспедиции, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Трудового Красного Знамени.
Из статьи Альбины Мусиной «Забыть нельзя. Герои войны становились героями Самотлора»
«Обычно всегда мы начинали первые скважины на новых площадках, – делился Григорий Иванович, – а Самотлорская площадь была уже пятой, на которую бригада приехала бурить первую скважину».
Но трудно было подобраться к этой жемчужине. Команду Григория Ивановича из восьми человек встретило полное бездорожье: кругом – только болотные топи. Ровно месяц потребовалось, чтобы на двух тракторах-болотоходах добраться к месту бурения Р-1 – первой разведочной скважины Самотлора. Связь с базой – только по рации и вертолетами МИ-4. И проходка была непростой. Никто еще не знал тогда, что именно здесь скрыта одна из крупных нефтяных залежей планеты. Но отобранные образцы породы – керна – опытному буровику Григорию Норкину дали понять, что они имеют дело с серьезной скважиной. Вскоре все подтвердилось.
29 мая 1965 года. Эта дата стала исторической. Скважина – первооткрывательница Самотлора дала мощный фонтан нефти – суточный дебит достигал невероятной величины в полторы тысячи тонн. Новость бригада встретила радостным «Ура!». Это была победа! Трудовая победа, достигнутая старанием каждого, кто плечом к плечу шел с Григорием Норкиным – человеком крепкой военной закалки, строгим, требовательным, но справедливым.
«Мы первые увидели живую самотлорскую нефть, мы первыми из буровиков бродили по самотлорским болотам и рыбачили на озере», – говорил Григорий Иванович.
…После широким трудовым фронтом началось наступление на Самотлор. Первую промышленную нефть в апреле 1969 года дала скважина № 200 Степана Повха, вторую заложила команда Геннадия Левина, а затем в глубокие недра уходили третьи, четвертые, десятые стальные стволы. И они давали теплую, живую самотлорскую нефть, пульс потока с каждым разом только учащался. У черного золота здесь всегда был трудный характер, но добытчики следующих поколений всегда равнялись на своих предшественников – бурильщиков бригады Григория Норкина. Историю Самотлора с нуля, на клочке суши посреди болот без единого колышка, начали писать именно они.